Достопримечательности Иерусалима
Иерусалим
Башня Давида
Давид, легендарный царь народа Израиля, считается основателем Иерусалима. Византийские христиане полагали, что на месте крепости раньше находился дворец самого царя. Древняя цитадель располагается неподалёку от Яффских ворот, что у входа в Старый город. К величественной башне, носящей царское имя, ведёт арка и следующий за ней мост, который перекинут через ров. Датируется постройка II столетием н. э., но дошла до нас уже в многократно перестроенном варианте.
Колонна Марка Юния
Во второй половине XIX столетия была обнаружена колонна, надпись на которой свидетельствовала о посвящении памятника офицеру Марку Юнию, служившему в Десятом легионе в период Римской империи. Тогда армией, силы которой были брошены на подавление Еврейского восстания, в ходе которого был разрушен Иерусалимский храм, руководил известный политик Тит Флавий.
Бассейн султана (Брихат ха-Султан)
“Султанов бассейн”, “Бассейн султана” или “Султановы пруды” - всё это Брихат ха-Султан. Это старое водохранилище - часть водопроводной городской системы, существовавшей в Иерусалиме с древних времён и вплоть до конца периода Османской империи. Во время его строительства использовались водные устройства, которые были ещё во времена Ирода, доказательством чего служит специфическая каменная кладка восточной и западной частей бассейна.
Новый город
Если древнюю часть Иерусалима принято обозначать словосочетанием “Старый город”, то логично предположить, что есть и Новый город. Такое наименование закрепилось за более современной частью города в конце XIX столетия. Соответственно, здесь можно познакомиться с архитектурными произведениями конца позапрошлого века и ещё более поздними сооружениями.
Монастырь Святого Креста
За крепостными стенами располагается действующий монастырь Святого Креста. На сегодняшний день нет достоверных данных о времени возведения храма, однако ряд учёных считает, что строительство произошло не позднее VII века н. э., то есть в византийскую эпоху. Некоторые исследователи полагают, что основательницей монастыря выступила Елена Равноапостольная, жившая в III веке н. э.
Старый город
В столице Израильского государства проживают представители разнообразных национальностей, религиозных убеждений и этнических групп. Иерусалим - священное место, где сосуществуют три наиболее крупные авраамические религии - иудаизм, ислам и христианство. Это древнейший город, истоки которого восходят ко времени между 4500 и 3500 годами до нашей эры. Всего полтора века назад Иерусалим представлял собой крепостные стены и скалы вокруг них, сегодня же эта территория именуется Старым городом.
Память о Шиндлере
Иногда кажется, что во время войны люди делятся на два лагеря - “хорошие” и “плохие”. Советский народ - хороший, немцы - плохие. Но мы знаем, что жизнь не бывает так однозначна, ведь нет плохих и хороших народов, есть только плохие и хорошие люди, и порой они по-настоящему меняются. Доказательством тому служит жизнь Оскара Шиндлера, чья история легла в основу величайшего фильма “Список Шиндлера”.
Иерусалим. Сквозь призму времени
Колыбель авраамических религий, духовная и географическая столица Израиля - Иерусалим, город, о существовании которого упоминают даже египетские источники XIX-XVIII веков до нашей эры. Исследователи утверждают, что примерная дата основания Святой земли - 4 тысячелетие до н. э. То есть Иерусалим возник между 4000 и 3001 годами до рождения Христа, от которого пошло новое летоисчисление. Если переводить в римские цифры, это XL-XXXI века. То есть от 40-го века до н. э. до 31-го века до н. э.
Иерусалимская Синематека
Основанная Лией ван Лир Иерусалимская Синематика представляет собой ведущий киноцентр Израиля, занимающийся развитием и сохранением израильского кинематографического искусства. Лия ван Лир родилась в Румынии под именем Лия Семёновна Гринберг, а когда она была совсем юной, её родители погибли (отца расстреляли нацисты, а мать скончалась в гетто). Девушка поселилась в подмандатной Палестине, находящейся в ведении Великобритании.
Район Силуан
Район Силуан, расположенный в Восточном Иерусалиме, находится на пересечении Кедронской долины и долины Еннома. Несмотря на то, что в последнее время здесь селятся также евреи, большую часть его населения по-прежнему составляют арабы. К сожалению, в настоящее время район считается неблагополучным для туристического паломничества, поскольку его остро затрагивает арабо-израильский конфликт. В древний период здесь располагался Шилоах, священный бассейн, упоминаемый в ветхозаветных и новозаветных текстах.
Монастырь Святого Онуфрия
Со смотровой площадки видно женский Монастырь Святого Онуфрия, основанный в конце XIX столетия. Этот православный монастырь назван в честь жившего в Иерусалиме IV века Онуфрия Великого, египетского пустынника и раннехристианского святого. Он прожил в пустыне больше полувека в полном одиночестве. Поначалу его навещал лишь учитель - тоже пустынник, однако тот скончался и ученику пришлось самостоятельно преодолевать “дьявольские искушения”.
Геенна огненная
Долина Еннома, раскинувшаяся юго-западнее Иерусалима, стала прародителем наименования одного из наиболее узнаваемых символов Судного дня у христиан и иудеев, и синонима “ада” у представителей ислама. Геенна, которую обычно используют в сочетании с определением “огненная”, представляет собой ущелье, некогда предназначенное для сжигания умерших людей, мёртвых животных и мусора. Можно представить себе эту картину: в ущелье, служащее местной мусорной свалкой, бросают тела казнённых преступников и вывозят трупы зверей после ритуальных жертвоприношений.
Силоамская купель
Предполагаемая Силоамская купель была найдена нечаянно: бригада трудяг ремонтировала канализационную трубу, когда в земле показались древние ступени. Они передали сообщение археологам, и те начали раскопки. Научное сообщество было поражено: здесь был найден фрагмент старинного бассейна и монеты, датируемые I веком до н. э. Богословы тоже не остались в стороне: они заключили, что бассейн - библейская Силоамская купель, редчайшее сооружение времён Иисуса, дошедшее до наших дней. Водоём, расположенный у холма Офель, является местом совершения чуда Христова.
Бельведер и Грех царя Соломона
Перевод с французского объясняет главное предназначение сооружения, именуемого бельведером - “прекрасный вид”. С иерусалимского бельведера, расположенного на горном склоне, действительно удобно обозревать окрестности. Отсюда видно старый Иерусалим, расположенный между долиной Еннома и Кедронской долиной. Здесь же можно увидеть острог горы Елеон - так называемую гору Помазания. Считается, что именно здесь иудейские цари обустраивали жертвенники для своих идолов.
Церковь Св. Петра в Галликанту. Архитектура
>В первой половине прошлого столетия было возведено новое здание католической церкви Святого Петра в Галликанту. Современная постройка обязана своей архитектурой Этьену Бубэ, воплотившему в жизнь собственный план. Его проект отличался, прежде всего, удивительной органичностью: Бубэ удалось создать церковь, идеально вписывающуюся в окружающую среду. Целостный вид здания и ландшафта был достигнут благодаря трепетному отношению мастера к артефактам, встроенным им в трёхуровневую базилику. Церковный купол венчает позолоченный петух, что является отсылкой к новозаветному эпизоду отречения Петра.
Церковь Св. Петра в Галликанту. Три церкви
Там, где теперь стоит католическая церковь Святого Петра в Галликанту, построенная на предполагаемом месте отречения апостола Петра от Иисуса, ранее стояли три церкви. Первая церковь, относящаяся к византийскому стилю, была возведена в V столетии. Основательницей называют блестяще образованную императрицу Евдокию, супругу византийского правителя Феодосия II. Евдокия оказала огромное влияние на управление государством, пока не была лишена привилегий из-за слухов о её романе на стороне. Феодосий приревновал супругу, поэтому до самой смерти она находилась в опале. Тем не менее, она активно поддерживала благотворительную деятельность, строительство монастырей и храмов, включая церковь в Галликанту (“Пения петуха”).
Церковь Св. Петра в Галликанту
Римско-католическая церковь, посвящённая Святому Петру в Галликанту, находится на участке горы Сион за стенами Старого города, на том самом месте, где апостол Пётр отрёкся от учителя своего Иисуса. Наименование Галликанту переводится как “пение петуха” с латыни, что является отсылкой к вышеупомянутому новозаветному эпизоду. Во время последней трапезы, известной как Тайная вечеря, Христос предсказал не только предательство Иуды, но также отречение апостола Петра. Но если раскаявшийся Иуда удавился, то Пётр получил прощение.
Монастырь Дормицион
На месте немецкого монастыря Дормицион или Успения Богоматери, находилась “Матерь всех церквей” - византийская базилика Святой Сион (также Агиа-Сион). Эта церковь была посвящена одному из наиболее значимых новозаветных эпизодов - пасхальному ужина Христа с Его учениками, известному как Тайная вечеря. Она несколько раз разрушалась и возводилась заново, пока последний самодержавный султан Османской империи не продал участок с руинами германскому Ордену бенедиктинцев.
Матерь всех церквей
Церковь Святого Сиона, известная также как Агиа-Сион, была возведена в V столетии на священной Сионской горе. С византийских времён её называют “Матерью всех церквей” благодаря тому, что она издревле служила одним из четырёх христианских зданий для богослужений, которые первыми возникли на Святой земле. На Сионской горе во времена римского правления находилась синагога еврейской общины, которая приняла веру в Христа. Базилика была посвящена последнему пасхальному ужину Иисуса с апостолами, то есть Тайной Вечере.
Гробница царя Давида
На Сионской горе, напротив иерусалимского Музея Холокоста, находится Гробница царя Давида. В иудаизме это место считается священным, ведь, согласно традиции, именно здесь расположено захоронение важнейшей фигуры Танаха (известного также как еврейская Библия) и Ветхого Завета - царя Давида. Исследователи не сумели пока установить, действительно ли царская гробница находится именно здесь. В библейских писаниях сказано, что царя похоронили в Иерусалиме, что наталкивает на мысль о том, что место установлено ошибочно, поскольку оно не соответствует древним границам.
Музей Холокоста на Сионской горе
Безусловно, иерусалимский мемориал Яд ва-Шем известен в большей степени, нежели Мемориал Холокоста на Сионской горе, однако этот скромный музей достоин внимания туристов и паломников. Он находится напротив входа в комплекс “Гробница царя Давида”. Холокостом в узком смысле называют массовое намеренное уничтожение евреев нацистами в период Второй мировой войны, однако ещё в довоенный период они подвергались дискриминации. Со временем евреев всё чаще систематически преследовали, пока геноцид не достиг таких масштабов, о которых страшно упоминать.
Монастырь Святого Спасителя
Францисканский монастырь, названный в честь Святого Спасителя, находится на месте дома первосвященника Каиафы, к которому привели, согласно новозаветному тексту, арестованного Иисуса для совершения допроса. Именно здесь апостол Пётр трижды отрёкся от Христа, но затем раскаялся. В середине XVI столетия грузинские христиане передали место францисканцам по велению султана Сулеймана Великолепного.
Вспоминая о Сионе
В библейские времена Сионом называли город Давида, а в переносном значении им обозначали весь Иерусалим и иудейский народ. Пророки же использовали наименование Сион в качестве обозначения всего царства Божия, то есть как на земле, так и на Небесах. Когда речь шла о небесном Сионе, откуда являлся Бог, Иерусалим именовался дщерью (дочерью) Сиона. В одном из псалмов (религиозных песнопений) есть строки о сидении на вавилонских реках и плаче. Плакали, согласно 136 псалму, “вспоминая о Сионе”.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
В гефсиманском пещерном храме, посвящённом Успению Богородицы, согласно библейским писаниям, находится гробница погребённой апостолами Девы Марии, земной матери Иисуса. Гефсимания была выбрана ими в качестве места захоронения Мадонны, поскольку здесь же были погребены Её родители и Иосиф Обручник, Её супруг. Теперь, если спуститься по широкой лестницей с готическими сводами, можно увидеть небольшой придел, который посвящён Иоакиму и Анне, родителям Богородицы.
Гефсиманский сад
Гефсиманский сад представляет собой небольшой сад, находящийся в Гефсимании, местности у западного склона легендарной горы Елеон, также известной как Масличная. Однако во времена земного пути Христа Гефсиманским садом именовалась целая долина у горного подножия. Вообще оригинальное ивритское слово, превратившееся в “Гефсиман”, можно перевести как “Маслодавильню” или “Масличный пресс”. Как известно, на Масличной горе издревле росли оливковые деревья, некоторые из которых видели самого Иисуса, а у подножия располагался пресс - то есть место, где изготавливали масло из плодов оливы.
Гефсиманский монастырь Марии Магдалины
Монастырь равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду располагается на территории Восточного Иерусалима, на склоне Масличной горы (Елеон). Этот женский монастырь, находящийся на земле Гефсиманского сада, относится к православной Русской духовной миссии. Основание монастыря состоялось в первой половине прошлого столетия, когда неподалёку от храма Марии Магдалины началось его возведение. В конце века здесь появилась пещерная часовня, посвящённая Страстям Господним.
Пальма и верба, Пасха и Песах
Праздник, известный в русскоязычной среде как Вербное воскресенье, посвящён входу Иисуса в Иерусалим. Согласно свидетельствам евангелистов, Христос въезжает в город верхом на осле, где его с почестями встречает народ. В те времена была традиция встречать чтимых персон торжественно, устилая дорогу перед ними свежесрезанными пальмовыми ветвями. Так поступили и при встрече Иисуса, восхищаясь чудесным воскресением Лазаря.
Слеза Господня или Церковь Доминус Флевит
Доминус Флевит является римско-католической церковью, расположенной на западном склоне Елеона, то есть Масличной горы. Она была возведена на предполагаемом месте остановки Иисуса перед входом в город Иерусалим. Согласно Новому Завету, Христос приблизился к нему и, глядя на него, заплакал, размышляя о печальной судьбе града и его жителей. Действительно, город почти сорок лет спустя был практически уничтожен.
Еврейское кладбище на горе Елеон
Если выйти с земли, где находятся гробницы ветхозаветных пророков, принадлежащей российской стороне, и сойти вниз с крутой дороги, можно попасть на великих размеров старинное Еврейское кладбище. Каждый турист или паломник, вне зависимости от верования, должен надеть головной убор, дабы не осквернить иудейскую традицию. Это место погребения не только самое крупное среди еврейских кладбищ, но также самое старое (согласно оценкам исследователей, ему не менее двух с половиной тысяч лет).
Гробницы ветхозаветных пророков
На Елеонской горе, также известной как Масличная, находятся гробницы ветхозаветных пророков. На этом склоне - древнееврейское кладбище с более чем сотней могил, а гробницы пророков располагаются в пещере. Иудеи и христиане верят, что здесь размещаются захоронения трёх библейских прорицателей - Захарии, Аггея и Малахии. Комплекс, согласно данным исследователей, относится к I столетию, однако в IV веке его использовали с целью повторных захоронений христианских верующих из Месопотамии, Сирии, о чём свидетельствуют надписи на стенах, выполненные на греческом языке.
Церковь Патер Ностер или Отче наш
Церковь Патер Ностер или Отче наш - католический архитектурный комплекс, находящийся на склоне иерусалимской горы Елеон. Считается, что именно здесь Иисус впервые даровал апостолам “Отче наш” - одну из известнейших в мире молитв. В комплекс входят восстановленные части и остатки кармелитского монастыря, датированного XIX столетием, а также намного более ранней византийской базилики, относящейся к IV веку. Вход на территорию платный, осуществляется он через специальные ворота.
“Русская свеча” и Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь
Елеонский Вознесенский монастырь расположен на вершине Масличной (также Елеонской) горы. Это православный женский монастырь в Иерусалиме, находящийся в ведении Русской зарубежной церкви. История России на Святой Земле ведётся от крещения Руси. В начале прошлого тысячелетия по указанию князя Владимира в Иерусалим были посланы русские послы, и это стало точкой отсчёта паломничества в эти места. Правда, русское консульство появилось здесь, конечно, намного позднее.
Вознесение Христово на Масличной горе
Эта гора называется в православии Елеонской, но универсальное её наименование - Масличная. В общем, на всех языках она так и называется, тот же Елеон - греческое слово “маслина”. С древности она была засажена масличными деревьями, отсюда пошло такое название. Оливковые рощи покрывали раньше всю гору, о чём свидетельствуют библейские упоминания, в которых описывается XI век до н. э. В склонах Елеонской горы и теперь прекрасно растут масличные деревья. Однако в христианском мире эту возвышенность принято называть горой Вознесения. Именно здесь, согласно христианской традиции, Иисус вознёсся на Небо. Этот эпизод описывается в библейском Новом Завете.
Животворящий Крест
В конце IV века Амвросий Медиоланский, миланский богослов, епископ, поэт и проповедник, написал о том, что Елена Равноапостольная распорядилась копать на Голгофе, благодаря чему обнаружила три креста. Одна из надписей прямо указывала на Иисуса, Царя Иудейского, и этому истинному Кресту она поклонилась.
Четырнадцатая остановка. Крестный путь. Положение Христа во гроб
Последнее стояние Крестного пути территориально находится в Кувуклии - купольной часовне Ротонды храма Гроба Господня, расположенной на предполагаемом месте погребения Христа и его великого Воскресения. Согласно Библии, Иосиф Аримафейский и Никодим (последний - согласно свидетельствам Иоанна), тайные ученики Иисуса, совершая погребение, обвили Его тело чистой плащаницей и положили в высеченный в скале гроб.
Тринадцатая остановка. Крестный путь. Могилы Никодима и Иосифа
Недалеко от Каталикона располагается католическая территория, на которой находится алтарь, посвящённый явлению Христа Магдалине, а также духовой инструмент - орган. В центре можно увидеть вход в зал Воскресения, являющийся молитвенным. Рядом находится Ризница, в которой покоятся за стеклом личные доспехи “Защитника Гроба Господня” крестоносца Готфрида Бульонского.
Крестный путь. Тринадцатая остановка. Свет Истинный
В Кувуклии, то есть в небольшой купольной часовне, сделанной из жёлто-розового мрамора, которая располагается в центре Ротонды Гроба Господня, два помещения. Первое именуется приделом Ангела. Название - отсылка к словам ангела, обращённым к Марии Магдалине, согласно которым ей не следует искать среди мёртвых живого.
Крестный путь. Тринадцатая остановка. Погребальная пещера Иисуса
Елена Равноапостольская определила, что именно в этом месте Храма Господня располагалась та самая погребальная пещера, в которой покоилось тело Христово. Здесь находится уже четвёртое сооружение - часовня, называемая Кувуклией, то есть “покоем”. Это то самое место, которое известно схождением Благодатного огня, в том числе транслируемым по телеведению. В IV веке, при Константине, появилась первая Кувуклия, построенная над пещерой в период открытия храма.
Крестный путь. Тринадцатая остановка. Снятие тела Христова с креста
Иисус был погребён в гробнице знатного иудейского старейшины по имени Иосиф Аримафейский, о котором повествует каждый из канонических евангелистов. Он был тайным учеником Христа, и после гибели последнего просил позволения у Пилата снять тело казненного. Тот дал согласие, и Иосиф снял тело Христово. Согласно библейским писаниям, на камень, ныне называемый Камнем помазания (также Доской Господней, Камнем миропомазания или умащения), положил Иосиф тело Сына Божьего после снятия с креста.
Крестный путь. Двенадцатая остановка. Жертва Иисуса
Над вершиной той самой Голгофы, где был распят Иисус, находятся православный алтарь и двенадцатая стоянка Крестного пути. Считается, что священное место располагается внутри, выступая наружу пред самим алтарём. Если пригнуться и забраться под стол из мрамора, можно засунуть руку в особое отверстие, проделанное в серебряном круге. В том месте, где рука упирается в голгофскую вершину, находится точка установки креста. По крайней мере, по версии Елены Равноапостольной, которая в IV веке сочла эту точку за таковую.
Крестный путь. Одиннадцатая остановка. Пригвождение Христа к кресту
Одиннадцатое стояние посвящено пригвождению Иисуса к кресту на Голгофе (в наше время она представляет собой часть важнейшей святыни - Храма Гроба Господня). Над распятым Христом проходящие насмехались, предлагая Ему спасти Себя Самого, ибо если Он есть истинный Божий Сын, то чудесным образом сойдёт с креста. Место пригвождения Иисуса и есть предпоследняя остановка Крестного пути (здесь возвышается алтарь). Сам процесс пригвождения изображён на стене, у которой находится серебряный ковчег эпохи Возрождения (конец XVI века) Фердинандо Медичи, мудрого герцога Тосканского.
Крестный путь. Десятая остановка. Разделение одежд Иисуса
Десятое стояние относится к снятию и разделению одежд Христовых. Здесь располагается католическая капелла Франков, которая служила проходом на Голгофу. Другое наименование этой части Скорбного Пути - придел Богоматери Скорбящей, а устоявшееся церковнославянское название - придел Ризоположения. Когда Иисус прибыл в Лобное место, то Ему дали испить уксуса с желчью, но отведав сей недобрый напиток, Он не хотел более пить.
Из истории Храма Гроба Господня
Иерусалимский храм Воскресения Христова в русскоязычной среде более известен под наименованием Храм Гроба Господня. Согласно традиции, зародившейся, вероятно, в IV столетии, именно здесь находилось библейское место распятия, погребения и чудесного воскресения одного из самых значимых религиозных героев - Иисуса Христа. Храм находится в христианском квартале, который является важной частью иерусалимского Старого города.
Монастырь Авраама во дворе Храма Гроба Господня
С правой стороны двора священного Храма Гроба Господня находится трёхэтажное здание - монастырь Авраама. Согласно византийской традиции, именно здесь, а вовсе не на Храмовой горе, расположено то место (гора Мория), где по велению Господа Авраам чуть было не заколол своего единственного сына, но был вовремя остановлен. Интересно, что до XVII столетия монастырь был эфиопским, но те погрязли в долгах и вынужденно продали его православным грекам.
Постройки во дворе Храма Гроба Господня
Территория площади у входа в Храм Гроба Господня почти всецело находится во власти Иерусалимской Патриархии. Находясь во дворе, можно увидеть его в левом углу усечённую колокольню, возведённую в XII веке Журденом, французским архитектором. Сначала она была пятиэтажной, но после была разрушена во время землетрясения.
Погребение Христа. Храм Гроба Господня
Гроб Господень (альтернативное наименование - Святой Гроб) представляет собой гробницу в иерусалимской скале, в которой был погребён Иисус. Следуя Евангелию, Христа не хоронили в гробу, а, как было принято у иудеев, положили его в погребальную пещеру. В соответствии с традициями, тело его было обёрнуто в саван. Поэтому Гроб Господень - вольный перевод Святой Могилы.
Лютеранская Церковь Христа Искупителя
Северная стена немецкой лютеранской Церкви Христа Искупителя, расположенной в христианском квартале, выходит на Виа Долорозу - улицу, на которой был проложен последний путь Христа до места распятия. Немецкая община начала формироваться в Иерусалиме ещё в начале XIX столетия, а к середине того же века была уже достаточно крепким образованием. Наконец, к концу столетия на месте старинного католического храма, посвящённого св. Марии Латинской, было начато возведение новой церкви. На церемонии освящения храма, которая проходила в День Реформации, присутствовал сам Вильгельм II, германский император.
Крестный путь. Девятая остановка. Третье падение Христа
Девятая остановка посвящена третьему падению Иисуса под Его ношей - тяжёлым крестом. Это стояние не упоминается в библейских писаниях, однако признаётся многими христианами как таковое. Колонна, обозначающая IX стоянку, находится у ворот. Всего их здесь три - правые, левые и центральные. Первые ведут в храм Св. Елены с гротом, вторые - к эфиопскому монастырю, а последние - в Коптскую патриархию.
Крестный путь. Восьмая остановка. Иисус обращается к дочерям Иерусалимским
Греческая надпись “Иисус Христос Ника”, что значит Иисус Христос Победитель, находится во встроенном в стену здания камне. Восьмое стояние является каноническим, то есть оно описывается в Библии.
Крестный путь. Седьмая остановка. Второе падение Христа
Седьмая остановка Крестного пути находится в месте предполагаемого второго падения Иисуса под тяжестью деревянного креста, возложенного на Него. Здесь стоит небольшая часовня, принадлежащая францисканцам, созданная во второй половине XIX столетия. Под римской цифрой VII можно увидеть колонну, оставшуюся от колоннады времён Элии Капитолины, римского поселения, образованного на месте разрушенного Иерусалима.
Крестный путь. Шестая остановка. Вероника и лик Иисуса
Недалеко от колонны, над которой отмечена римская цифра VI, символизирующая Шестое стояние, находится небольшая часовня работы зодчего Барлуцци. Она напоминает пещеру, но создана была относительно недавно - в середине прошлого столетия. Часовня принадлежит женскому монастырю так называемого Ордена малых сестёр Иисуса, а также всей греко-католической церкви.
Крестный путь. Пятая остановка. Симон Киринеянин помогает Иисусу
Пятая остановка находится на углу Ха-Гай и Виа Долороза, где произошла библейская встреча Иисуса с Симоном Киринеянином, о которой упоминается в трёх Евангелиях. Симон - житель римской провинции под названием Киринаика. Находилась она на территории Ливии, и Симон, как и множество других иудеев, отправился в Иерусалим, чтобы совершить паломничество, положенное всем евреям.
Крестный путь. Четвёртая остановка. Встреча Богородицы с сыном Иисусом
Четвёртая остановка - место, на котором сама Богородица стояла у дороги, высматривая сына своего Иисуса. Когда она встретила Его, он нёс свой крест на пути к Голгофе. Это событие отмечено бронзовым памятным диском. Интересно, что библейского отрывка об этом стоянии вовсе не существует.
Крестный путь. Вторая остановка. Кровь и ноша Иисуса
Триумфальная арка, которая стоит на Крестном пути, относится ко временам правления Адриана. Таким образом римский император оставил память о тяжёлой победе над восставшими иудеями, однако для верующих она имеет совершенно другое значение.
Крестный путь. Вторая остановка. Ecce Homо (“Се, человек”) или Воззвание Пилата
Монастырь Сестёр Сиона появился в середине XIX века благодаря Мари-Альфонсу Ратисбонну, католическому священнику. Наибольший интерес он стал представлять из-за археологических находок, имеющих существенную историческую ценность.
Крестный путь. Третья остановка. Первое падение Христа
Третья остановка Крестного пути считается местом первого падения Христа на пути к месту казни. Падал он трижды под тяжестью внушительного деревянного креста, нести который было невероятно трудно. Первый раз Иисус не устоял там, где находится левый угол Виа Долорозы и ул. Ха-Гай, что её пересекает.
Крестный путь. Вторая остановка. Христос в заключении
Ещё один важный пункт на второй остановке Крестного пути - Претория. Именно это слово написано на греческом языке при входе в то место, где пребывал Христос перед казнью. Первоначальное значение “Претории” - палатка полководца, другое - территория, на которой находится царский дворец, также - владения римского правителя.
Храмовая гора
Согласно Танаху (главному сборнику священных для иудеев текстов), царь Давид собрал средства у каждого колена (то есть племени) Израиля и на них приобрёл земельный участок у иевусея Аравны. Иевусеями назывались доеврейские жители Иудеи, основавшие город на месте будущего Иерусалима. На купленном участке самим Давидом был воздвигнут жертвенник, и только при его сыне Соломоне свет увидел Первый Храм. Около четырёх сотен лет в храме молились единому Богу и приносили жертвоприношения, тут же находились законодательный центр и Верховный Суд. Трижды за год каждый еврей мужского пола обязан был посетить святыню. Период Первого Храма закончился с его разрушением вавилонянами.
Крестный путь. Первая остановка. Суд Понтия Пилата
На выходе из дома Понтия Пилата осуждённого Иисуса подвергли истязаниям: надели на голову жёсткий терновый венец, сделанный из ветвей растения с шипами (то есть терниями), били его палками и кнутами, бросали издевательские фразы, всячески унижали и плевали в него. В память о том событии в Старом городе появилась церковь Бичевания. Она была впервые возведена в XII веке крестоносцами, но те со временем покинули её.
Крестный путь. Вторая остановка. Истязания и крест Христа
Ключевое событие первого стояния - приговаривание Иисуса к смерти.
Считается, что на этом месте находился дом префекта Иудеи. Существуют противоречивые мнения о Понтии Пилате, среди которых преобладает то, в котором префект предстаёт не просто продажным взяточником, но отличает его редкая жестокость, охарактеризованная Агриппой I, иудейским царём, как “бесконечная и невыносимая”.
Виа Долороза или Скорбный путь
Латинское наименование Виа Долороза, которое переводится буквально как “Путь Скорби”, известно русскоязычному человеку как Скорбный путь. По сути, это историческая улица в Иерусалиме, по которой, согласно христианскому учению, проходил путь Христа к месту его распятия. Определение наиболее достоверного маршрута Скорбного пути вызывало крупные споры вплоть до XVI века.
Миф об Андромеде и Персее
Согласно известному мифу, к берегам Средиземного моря, что находятся в окрестностях древнего Яффо, прибыл Персей. В то время этими землями владел Кефей, эфиопский царь, чья супруга Кассиопея хвасталась собственной красотой, превосходящей, с её слов, даже нереид (морских нимф). Нереиды разгневались, услышав её бахвальство, и без промедления пожаловались Посейдону.
Церковь Святого Петра в Яффо
Францисканская церковь в древнем Яффо (исторической части Тель-Авива) появилась в 1654 году. Её название - дань апостолу Петру, который именно в Яффо совершил чудесное действие - воскресил трудолюбивую и милостивую христианку Тавифу, что при жизни неуклонно помогала всякому нуждающемуся.
Менора или Золотой семисвечник
Легендарный золотой семисвечник - религиозно-значимый предмет, один из важнейших и наиболее древних символов иудаизма. Согласно библейским писаниям этот светильник хранился в Скинии собрания (еврейском походном храме) во времена пророка Моисея. Позднее религиозный атрибут, который именуется менорой, находился в Иерусалимском храме, пока римская армия Тита не осадила Иерусалим.
Стена Плача
Стена Плача - легендарное сооружение, представляющее собой историческую часть стены, расположенную у Храмовой Горы, а именно - вокруг её западного склона. Интересно, что Стена Плача не имеет какого-либо скрепляющего раствора: гладко обтёсанные камни сложены рядами, каждый последующий из которых отступает вглубь от предыдущего. Древний Иерусалимский храм был разрушен, однако оставшаяся стена почитается иудеями как величайшая святыня.
Гора Мориа
Гора Мориа, что располагается за Стеной Плача, если верить описываемым в Книге Бытия событиям, является тем местом, где должно было совершиться приношение в жертву Исаака. В христианстве, а также иудаизме, этой возвышенностью считается Храмовая гора, а в исламе - Марва, расположенная у Каабы в Мекке. Согласно священному писанию, Аврааму по велению Бога нужно было совершить ужасающее жертвоприношение - заколоть и затем сжечь собственного (и, кстати, единственного) сына Исаака.
Краеугольный камень или Камень Основания
Золотой купол, венчающий Храмовую гору, виден со многих сторон. Его называют Купол Скалы, и он является важнейшим мусульманским святилищем, которое было возведено прямо над Краеугольным камнем. В свою очередь, Камень Основания считается в иудаизме местом начала сотворения мира. Располагается он внутри Купола Скалы, в сердце которого и можно увидеть эту каменную возвышенность.