пн. – пт.
10:00 – 21:00
сб. – вс.
11:00 – 20:00

Четырнадцатая остановка. Крестный путь. Положение Христа во гроб

Последнее стояние Крестного пути территориально находится в Кувуклии - купольной часовне Ротонды храма Гроба Господня, расположенной на предполагаемом месте погребения Христа и его великого Воскресения. Согласно Библии, Иосиф Аримафейский и Никодим (последний - согласно свидетельствам Иоанна), тайные ученики Иисуса, совершая погребение, обвили Его тело чистой плащаницей и положили в высеченный в скале гроб. К двери, согласно писаниям, был привален большой камень. Эпизод погребения Христа традиционно относится к Страстям Христовым, то есть страданиям Иисуса в последние дни земной жизни. Погребение непосредственно предшествует другому эпизоду - одному из ярчайших в библейских писаниях и оттого наиболее известному - сцене обнаружения пустой могилы после Воскресения Христова. О погребении повествует каждый из канонических евангелистов, описания которых несколько разнятся друг с другом. Однако сходятся они во многом, прежде всего в описаниях процесса погребения, соответствующего иудейским погребальным традициям своего времени. Евангельские повествования упоминают участников процесса, однако и здесь свидетельства четырёх апостолов-евангелистов (ближайших учеников Христа) отличаются друг от друга.

Интересно, что апостолы не присутствовали на церемонии, в отличие от тайных учеников из высшего общественного слова, которые рисковали в меньшей степени быть подвергнутыми аресту. Так, Иосиф Аримафейский слыл человеком знатным и состоятельным. Именно он пришёл к Пилату с просьбой о выдаче тела Христова для погребения, приобрёл плащаницу и даже предоставил собственную гробницу. Фарисей Никодим, упоминаемый лишь Иоанном, тоже занимал начальственное положение. Согласно Иоанну, он принёс традиционные благовония для умащения тела Иисуса. Присутствовали здесь и две Марии, одна из которых, бесспортно, - Мария Магдалина. Её житие будоражит умы простых людей и великих деятелей много веков. Одна из наиболее загадочных и ключевых библейских персон, она была свидетельницей казни Христа на Голгофе, присутствовала на Его погребении и, наконец, первой увидела Иисуса воскресшим. Другой Марией, которая участвовала в погребении, была… “другая Мария”! Под этим неуточнённым именем она фигурирует у евангелиста Матфея. Марк уточняет - Мария Иосиева. Но что значит - Иосиева? Здесь богословы к единому мнению не пришли - многие из них верят, что речь идёт о Деве Марии, земной матери Иисуса; другие полагают, что упоминается сестра её Мария Клеопова, не то жена апостола Клеопы, не то дочь его. В общем, Мария (Мириам/Мариам) было весьма популярным личным именем в те времена, оттого и тяжело исследователям и богословам избежать путаницы.

Туры в Иерусалим