пн. – пт.
10:00 – 21:00
сб. – вс.
11:00 – 20:00

Стена Плача

Стена Плача - легендарное сооружение, представляющее собой историческую часть стены, расположенную у Храмовой Горы, а именно - вокруг её западного склона. Интересно, что Стена Плача не имеет какого-либо скрепляющего раствора: гладко обтёсанные камни сложены рядами, каждый последующий из которых отступает вглубь от предыдущего. Древний Иерусалимский храм был разрушен, однако оставшаяся стена почитается иудеями как величайшая святыня. Многие туристы и паломники, причём представляющие совершенно разные конфессии, считают Стену главнейшим местом всего Иерусалима. Вложить записочку в одну из щелей между священными камнями стены приходят иудеи, православные и католики. Обычно в записке человек фиксирует собственные желания и молитвенные обращения ко Всевышнему. Священную стену почитают и считают своей также мусульмане, называя её Стеной Аль-Бурак, что порождает межрелигиозные трения и конфликты. Между прочим, среди евреев существуют редкие ультраортодоксы, не признающие более Стену плача святыней, поскольку считают, что её превратили в туристический объект, лишённый первоначального сакрального смысла.

Молитвенная часть, к которой тянутся паломники, составляет всего 60 м, в то время как общая протяжённость сооружения - 488 метров. Молиться у Западной стены начали приблизительно в V веке н. э., с тех пор это стало религиозным обычаем. Раз в год, в день разрушения Храма, евреи приходили к стене, чтобы помолиться. Не потерявшие веру ни после вавилонян, уничтоживших Первый Храм, ни после римлян, разрушивших Второй Храм, иудеи истреблялись теперь крестоносцами. Те захватили Иерусалим и буквально заживо сожгли евреев в стенах одной из синагог. Почти на век молитвы стихли, но прекратились. В XII столетии крестоносцы были изгнаны султаном-мусульманином Салах ад-Дином с земель Иерусалима. Еврейская община благодаря ему вновь вернулась на Святую землю. Надо сказать и о том, что турецкое владение Святой землёй продолжалось целых четыре столетия. Существует легенда, рассказывающая о событии, произошедшем в XVI веке, когда Иерусалим был захвачен войсками султана Селима. Если верить этому преданию, знаменитый султан лично занимался расчисткой площадки у Западной стены. В то время территория перед стеной была куда более скромной в размерах, также на неё распространялись строгие законы. Например, хотя еврейские церемонии подразумевают обязательное разделение мужчин и женщин, при османах было запрещено ставить перегородки. Развернуться иудеям тоже было особенно негде - общая площадь отведённой земли была ничтожно мала - не более 100 кв. м, при этом ширина составляла чуть более 3,5 м, а длина не превышала 28 метров. Евреи были благодарны за то, что им вообще отвели некий участок, однако страдали из-за шалостей арабских детишек, которые считали забавным бросать грязь, мусор и даже камни в самих евреев и их намоленное место.

В середине XX века, когда Старый город был частью Иордании, большую популярность обрело предание, согласно которому пророк Мухаммад прилетел сюда на крылатом коне, которого привязал к западу от священной Храмовой горы. Мусульмане оставили арабскую надпись на Стене плача, которую увидели израильские служащие в 1967 году, подойдя к ней: “Эль Бурак”. Эта надпись посвящалась крылатому созданию, которого звали именно так. Многие евреи, вернувшиеся на Святую землю, были возмущены появившейся надписью. И хотя в иудаизме Стена плача - несомненная святыня, некоторые мусульмане и теперь отрицают право евреев на неё. Противостояние представителей различных конфессий и их притязания на остатки легендарной постройки продолжаются до сих пор.

Туры в Иерусалим