пн. – пт.
10:00 – 21:00
сб. – вс.
11:00 – 20:00

Храмовая гора

Согласно Танаху (главному сборнику священных для иудеев текстов), царь Давид собрал средства у каждого колена (то есть племени) Израиля и на них приобрёл земельный участок у иевусея Аравны. Иевусеями назывались доеврейские жители Иудеи, основавшие город на месте будущего Иерусалима. На купленном участке самим Давидом был воздвигнут жертвенник, и только при его сыне Соломоне свет увидел Первый Храм. Около четырёх сотен лет в храме молились единому Богу и приносили жертвоприношения, тут же находились законодательный центр и Верховный Суд. Трижды за год каждый еврей мужского пола обязан был посетить святыню. Период Первого Храма закончился с его разрушением вавилонянами.

Второй Храм начали возводить в VI веке до н. э., когда евреи вернулись из вавилонского плена на Святую землю. За несколько веков он стал культурным, судебным, общественным, духовным и законодательным центром для иудеев. А разрушен он был римскими войсками, которые штурмом брали Иерусалим под предводительством Тита. Когда завершился период Второго Храма, город на долгое время превратился в руины. Огромные камни, свидетельствующие об ушедших временах, до сих пор покоятся вдоль южной и западной стен.

При императоре Адриане, уже во II веке нашей эры, на месте разрушенного Иерусалима вырос римский город - Элия Капитолина. А там, где находился Храм, появилось святилище, посвящённое Юпитеру. Более того, по воле Адриана была установлена конная статуя, изображающая не одного из многочисленных божеств, а его самого. Иудеи пришли в ярость, и началось свирепое восстание, в ходе которого они захватили город и даже воздвигли “временный Храм”. Однако Адриан спустя три года сумел подавить восстание, и теперь всем обрезанным горожанам входить в Элию Капитолину было запрещено. После прихода к власти Юлиана ситуация изменилась - новый император декларировал свободу культа - теперь христианские секты и языческие храмы были вполне законны. Юлиан даже успел поделиться планами восстановления еврейского Храма на иерусалимской земле. Но работы над Храмом так и не завершились - сначала случился пожар, а затем сам император погиб в сражении. Теперь к власти пришёл христианин Иовиан, который не разделял взглядов предшественника.

Период, который принято обозначать как Византийский, был временем запустения. Под стенами Храмовой горы располагалась городская свалка, а сама гора находилась в упадке. В VII столетии арабы захватили Палестину, что стало началом Раннего Мусульманского периода. Храмовая гора вновь стала культовым объектом. Над Камнем Основания был построен Купол Скалы, отличительная черта которого - позолоченная крыша. Но самый конец XI века внёс свою лепту в историю Иерусалима - крестоносцы завоевали город. Купол Скалы становится Храмом Господним, а вместо мечети Аль-Акса появляется Храм Соломона. Период крестоносцев запомнился основанием Ордена Тамплиеров и появлением креста на золотой крыше Купола Скалы. Правда, период закончился довольно скоро - уже в XII веке крестоносцы проигрывают мусульманам, и все почти все храмы становятся мечетями.

Во время Османского периода, когда Палестина была подчинена Сулейману I, на Святой земле началось масштабное строительство. Заново были возведены городские стены, включая стены Храмовой горы. Первая мировая война сделала Иерусалим подвластным Британскому мандату, и в это же время стали появляться националистические группы арабов, объявивших священную гору своим символом. Они выступали не только против Британского мандата, но также против евреев. В середине прошлого века Иерусалим стал числиться за Иорданией, но после произошла Шестидневная война, в ходе которой израильские десантники захватили Храмовую гору. Правда, управление горой было передано мусульманам. До сих пор на Храмовой горе находятся только исламские святыни, что лишь подогревает и без того существующий конфликт между иудеями и мусульманами.

Туры в Иерусалим