Средняя Азия привлекает туристов
Что предлагает Узбекистан российским путешественникам
Узбекистан настроился на российских туристов. Власти страны рассчитывают в этом году принять почти 1,5 млн путешественников из России. Это вдвое больше, чем было в 2023-м, такой план обозначен в постановлении президента Шавката Мирзиеева, уточняет «РИА Новости». В документе также говорится о запуске рекламной кампании в крупных российских городах, а для туроператоров, которые будут привлекать клиентов по этому направлению, будут вводить систему транспортных скидок.
Однако эксперты сомневаются, что Ташкенту удастся существенно повысить турпоток. Узбекистан — направление дорогое и неподходящее для семейного отдыха, считает вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин:
«Мы оцениваем результаты 2023 года в несколько сот тысяч путешественников из России. Основные точки притяжения — Бухара и Самарканд. Поток растет, но маркетинговая активность Узбекистана на российском рынке достаточно низкая, мы не видим каких-то развернутых рекламных кампаний. Если страна действительно ставит перед собой такие масштабные задачи, конечно, они должны быть активнее. В Узбекистан едут люди, которые интересуются историей Азии и, вероятно, уже везде были, это для искушенных туристов.
Туры стоят от $600 до $800 за неделю пребывания вместе с переездами, которые между достопримечательностями достаточно протяженные. Перелеты Москва—Ташкент и обратно в 2023 году стоили $400-500. То есть минимальная цена пакетного тура составляет $1-1,3 тыс., это не бюджетное направление. Туристов, которые готовы тратить такие деньги, относительно немного.
Прогноз по росту турпотока на этот год — плюс 10-15% к результатам 2023 года. Любая страна может претендовать на некоторое количество туристов. Другое дело, что иногда эти планы не подкреплены маркетинговыми усилиями, которые необходимы.
Грубо говоря, каждый турист, привлеченный в страну, стоит денег. Скажем, в бюджете Турции, которая является одним из лидеров, в том числе по пляжному и экскурсионному туризму, затраты на привлечение одного иностранного туриста оцениваются где-то в €40-45, другие страны ориентируются примерно на такие же показатели. Поэтому если Киргизия, Казахстан или Узбекистан хотят привлечь иностранных туристов, в частности российских, они все-таки должны заложить в бюджет 4-4,5 тыс. руб. на человека и правильно распорядиться этими средствами. Я подозреваю, что маркетинговый бюджет Узбекистана в десятки или в сотни раз меньше, соответственно, нет вложений в рекламу — поток не растет».
Несколько лет назад в Узбекистане был запущен масштабный проект реставрации объектов культурного наследия. Для работ привлекают китайских специалистов. На восстановление только двух памятников в хивинской крепости Ичан-Кала (медресе и мечеть Амир-Тура), выделено почти $10 млн.
Также президент Мирзиеев поручил реконструировать традиционные узбекские базары, они должны стать визитной карточкой страны. Но сами туристы говорят, что новодел только портит впечатление. В Узбекистан стоит ехать за особенной атмосферой древнего Востока, говорит опытная путешественница Алевтина Цуканова:
«Я остановилась в старом городе с узкими улочками, в старинном узбекском доме, где утром во дворе готовят плов. Двери там постоянно открыты, соседи приходят друг к другу. Мне очень понравился Акрополь под Бухарой. Мы взяли велосипеды напрокат и поехали туда вдоль хлопковых полей. Но если власти будут развивать инфраструктуру, и там станет как везде, лично мне это будет неинтересно.
Я поехала туда за чем-то особенным. В Узбекистане, кстати, развита туристическая полиция, куда ты можешь обратиться. У меня произошла такая ситуация: я записалась в бухарскую баню, и вместо положенного часа меня обслужили за 15 минут. Я, естественно, пожаловалась, куда следует, вопрос был быстро решен.
Там меньше официоза, тебя не вызывают в участок, все друг друга знают. Полицейские приехали, попили с нами чай, поговорили со мной, потом приехал владелец бани, просто отдал мне деньги и сказал: «Вы на нас не обижаетесь? Конфликт исчерпан?» И все, уехал. Там очень-очень особенные люди, добрые, открытые, душевные».