Каса-Мила в районе Эшампле
Великолепный жилой дом Каса-Мила, расположенный в районе Эшампле, был создан в начале XX столетия неподражаемым каталонским гением Антонио Гауди. Именно эта полностью завершённая работа стала последней жемчужиной в коллекции архитектора. При жизни он успеет ещё заняться проектом Храма Святого Семейства, который затем перейдёт к его соратнику Доменеку Сугранесу. Каса-Мила была возведена для Росер Сегимоны и её супруга Пере Мила. До заключения второго брака Росер была вдовой бывшего колониста, который нажил состояние на гватемальской кофейной плантации. Следующим избранником Росер стал застройщик, который тяготел ко всему вызывающему, роскошному, богатому. Ходила молва, будто как раз состояние Росер привлекало Пере, а не сама её персона. Его часто высмеивали и осуждали за образ жизни. Отсюда родилось ироничное название “Осиное гнездо” - между прочим, далеко не единственное прозвище для уникального дома Гауди. Среди других фигурировали насмешливое “Паштетный пирог” и меткое “Каменоломня”. Последнее обязано своим появлением необычному виду здания, в котором горожане увидели сходство с местом добычи и обработки камня. Действительно, единый массив выглядит каменным айсбергом, выброшенным посреди городских джунглей. Причём эта гигантская глыба имеет волнообразные изгибы, словно отточенные морскими волнами. Они скрадывают внушительные объёмы и тяжёловесность фасада, делая здание пластичным и обтекаемым. Отчётливо прослеживается натуралистичность объекта, появившаяся благодаря природному источнику вдохновения. Кажется, будто основная часть здания возникла естественным образом, словно тот каменный скелет, что создала природа, зодчий всего лишь украсил. Так, замысловатые кованые решётки, украшающие балконы, стали любопытным дополнением к образу величественного дома. Они появились благодаря сотрудничеству Антонио Гауди с Жузепом-Марией Жужолем.
Спроектированный Гауди Каса-Мила взбудоражил общественность своим причудливым видом, но архитектурное сообщество не могло не оценить нововведения, которыми гений оснастил здание. Мощная конструкция из железобетона, в которой предусмотрены несущие колонны, обходится безо всяких опорных стен. Самому архитектору дом Мила представлялся многофункциональным: он не исключал возможность его превращения из жилого в гостиничный. Действительно, большое число ванных комнат и возможность менять планировку по желанию - большой плюс для любого отеля. Здесь также была продумана возможность перемещения межкомнатных перегородок, сделан гараж в подземной части, создана естественная вентиляционная система, благодаря которой использование кондиционеров стало необязательным. В доме было намеренно сделано огромное количество окон. Внешняя отделка прекрасно сочетается с интерьерами, которые переносят нас в подводное царство. По потолкам “плавают” осьминоги в окружении морской растительности, а полы выложены шестиугольными светлыми плитками зелёного оттенка, на которых можно различить узоры в виде моллюсков. Ещё позднее, уже после Гауди, были установлены лифты, которые мастер планировал изначально.
Во второй половине XX века Каса-Мила переживала трудные времена. Дом, по сути, приходил постепенно в упадок, а затем и вовсе был выкрашен в коричневый цвет. Теперь он казался мрачным и увядающим зданием. От недобросовестных рук пострадали также интерьеры, на цветовую гамму которых обращали недостаточно внимания. Оригинальная расцветка вернулась позднее, когда изумительное творение, которое входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. наконец, восстановили. Великолепное воображение архитектора создало настолько удивительный проект, что до сих пор можно наслаждаться его деталями. С высоты особенно хорошо видно эти элементы, воплотившиеся в неповторимой скульптурной композиции. Однако не все планы великого Гауди сбылись: так, городские власти велели демонтировать те части фасада, что превышали разрешённую высоту. Установленные стандарты ограничивали возможность застройки ввысь. По той же причине в просьбе архитектора об установке внушительной скульптуры Богородицы на крыше было отказано. Правда, на розетке со звёздами и цветочками сохранилась фраза, обращённая к Деве Марии. В ней говорится, чтобы земная мать Христа не волновалась о том, что она мала, поскольку цветы и звёзды малы также.