Храм Святого Семейства, или Саграда-Фамилия
Храм Святого Семейства, или Саграда-Фамилия, является незавершённым до настоящего времени проектом неподражаемого зодчего Антонио Гауди. А ведь его строительство началось аж в 1882 году! Тогда в Баррио-дель-Поблет, не примечательном квартале на окраине каталонской столицы, где был куплен земельный надел, местный епископ заложил в основание Искупительного храма первый камень. Посвятили будущую церковь Святому Семейству, которое главным образом состоит из Девы Марии, младенца Иисуса и Иосифа Обручника. Таким образом, долгострой, который содержится и возводится исключительно за счёт пожертвований прихожан, застал уже три века. И, конечно, средств на столь масштабный проект постоянно не хватало. Лишь в последнее время к строительству привлекли инвесторов - как местных, так и иностранных. Так что издалека он уже походит на законченный объект. Храм уходит ввысь и напоминает величественную корону, носитель которой спрятался где-то под землёй. Молва о великолепном храме прошлась по всей планете, благодаря чему Саграда-Фамилия стала одной из наиболее известных церквей Испании. Как и всегда, Гауди был на высоте, проектируя будущую постройку. Она могла бы стать венцом его карьеры, впрочем, некоторые исследователи считают, что она им и стала, несмотря на уход мастера из жизни до её окончания.
Изначально проектированием занимался Франческо дель Вильяр, который видел храм неоготическим. Однако он успел возвести лишь крипту под апсидой до своего ухода из проекта, связанного с разногласиями, возникшими в ходе обсуждения работы с заказчиками. В скором времени проект поручили Антонио Гауди, тридцатилетнему зодчему, который кардинально изменит весь план. О, этот каталонский фантазёр сразу же взялся разрабатывать грандиозный и неподражаемый проект, что было вполне в его духе. Также творения Гауди всегда невероятным образом переплетались с самим естеством, природным духом. Из уважения к природе он решил сделать высоту церкви чуть ниже высоты Монтжуика - горы, вершина которой является высочайшей точкой города. 170-метровое творение человека уступало творению природы намеренно. Гауди был личностью очень религиозной, и считал, что храм не может затмевать созданное Богом чудо. Архитектор черпал вдохновение у природы, но не мог позволить себе отнимать у неё лавры первенства. В Саграде-Фамилии он создал архитектурную сеть, походящую на каталонские гроты и пики. Точками опоры изнутри служат любопытные колонны, подражающие настоящим деревьям. Антонио Гауди стремился создать лесной массив прямо внутри церкви: над “деревьями” должны были светить “звёзды”, роль которых отводилась свету, пробивающемуся сквозь оконые проёмы. Те, в свою очередь, должны были располагаться на разной высоте. Сам храм выполнен в форме латинского креста, соблюдены все католические каноны, но далее воображение мастера рисовало свободно подходящие эскизы.
Гауди видел в храме визуальное воплощение самой веры, представленной в виде удивительного здания. В храме предусмотрено три фасада, каждый из которых посвящён одному из сюжетов жития Христа. За основу взяты знаменитые “Страсти Христовы”, “Воскресение” и “Рождество”. Вообще церковь наполнена символическими образами: олицетворением апостолов являются двенадцать башен (по числу учеников Христа), следующие четыре - евангелистов и, наконец, высочайшая башня относится к самому Иисусу. Возраст самого Христа - 33 года - заключён в числовой таблице, сумма которой по столбцам, диагоналям и строкам даёт заявленный возраст. Святое Причастие образно представлено башенками с гроздьями винограда. Христианские знаки можно разглядеть повсюду, будь то резьба или скульптура. Разумеется, надписи, выполненные на латыни, также наполнены смыслом для католиков. Первым фасадом является “Рождество”, в композиции которого использованы скульптуры натуральной величины. Слепки с животных архитектор делал следующим образом: усыплял животное хлороформом и тщательно выполнял необходимые действия с погружённым в сон существом. Есть даже несколько устрашающий факт, от которого особенно чувствительным натурам становится не по себе. Он заключается в том, что Антонио Гауди снимал также слепки из гипса с детей, которые появились на свет мертворожденными. “Страсти Христовы” - это второй фасад, которым занимался Иосиф Мария Субирачес, испанский художник и по совместительству скульптор. Созданные им фигуры людей имеют откровенно изнурённый, измученный вид. Фасад известен, прежде всего, изваяниями, которые входят в композицию, отражающую бичевание Иисуса и его распятие.
Архитектор Гауди настолько детально относился ко всем элементам, даже самым небольшим, что углублялся в то или иное занятие с головой. Например, зодчий изучал в течение нескольких лет акустику, чтобы создать такую систему колоколов, которая звучала бы идеально. При этом сами колокола должны взаимодействовать с ветром, способным давать им ход. С таким тщательным отношением к делу требовались десятилетия, а по сути - вся жизнь. Гауди буквально существовал в проекте, непрерывно думая о нём, совершенствуя и контролируя этапы возведения. На него косо глядели (впрочем, как и всегда) и обсуждали, высмеивали, критиковали. Порицали за медлительность, а он парировал - “Заказчик не спешит”. Но также Гауди восхищались, любили, не просто уважали, но почитали. Даже сегодня, при полной компьютерной оснащённости и вычислительных программах не всегда получается приблизиться к тому, что складывалось в уме гения.