Гран-театр Лисео
Гран-театр Лисео, знаменитый каталонский оперный театр, находится на бульваре Рамбла. Здание, построенное на личные средства меценатов, спроектировал зодчий Мигель Гаррига-и-Рока. Под его строительство была отведена священная земля старого монастыря. В середине XIX столетия открылся первый премьерный театральный сезон на новой сцене Лисео, а менее чем через 15 лет произошёл сильный пожар, который охватил всю постройку. Весь следующий год театр реконструировался под руководством архитектора Жозепа Ориоля Местреса. От работы Мигеля Гаррига-и-Роки остались лишь Зеркальный зал (теперь его украшают портреты известных певцов, когда-то выступавших в Лисео), лестницы и фасад. В конце века восстановленное здание вновь пострадало. Зрители подтянулись к театру, артисты были готовы к открытию постановки, которая должна была положить начало новому театральному сезону. И вдруг в зале взорвалась пара бомб, заложенных Сальвадором Сантьяго, принадлежащим к террористической организации. В этой чудовищной трагедии погибло больше двадцати человек, множество людей нуждались в госпитализации из-за полученных ранений и психологического шока. Вместе с барселонцами скорбила вся мировая общественность. Для каталонцев это событие стало шокирующим. Театральный сезон открылся только в следующем году, однако каждое из двадцати кресел, которые занимали жертвы бесчеловечного акта, оставалось пустым долгое время.
Расцветом театра стали двадцатые годы прошлого века, поскольку Испания заняла позицию нейтралитета во время Первой мировой войны. В столицу Каталонии приезжали знаменитые на весь мир персоны, чтобы выступить на сцене Лисео. Здесь проходили легендарные русские сезоны антрепренёра Дягилева, а также выступал в трагической роли Годунова неподражаемый Фёдор Иванович Шаляпин. Трудности вновь постигли учреждение вместе с провозглашением Испанской республики. Отныне оно будет лишено финансирования, а владельцы будут часто меняться. Спустя десятилетие, в середине XX века, наступает новая веха безусловного расцвета театра. Вплоть до восьмидесятых тут будут зажигаться новые таланты, которых вскоре признают гениями - Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье и другие мировые имена. Премьеры, полные залы, аплодисменты и восторженные критики - новая эра в истории театра вдохнула в него свежие силы. Но, что сказать, само здание Лисео можно назвать местом злополучным. В начале XX века происходит новый пожар, возникший из-за случайной искорки. Вдруг загорелся занавес, а вслед за ним по всем театральным помещениям распространился огонь, уничтоживший здание практически целиком. Реконструировать его почти с нуля не всем казалось рациональной мыслью, однако страстный каталонский народ, воссоединившись со всей общественностью Испании, отстоял восстановление Лисео. Финансированием в числе прочих занимались Альфредо Краус, Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас. Великие деятели искусства давали благотворительные концерты, все средства от которых передавались в специальный фонд. Архитекторы постарались сохранить то, что осталось от прежней постройки, сделав новый зал в форме подковы, аналогично прежнему, и создав такое же число мест (2700). Однако были введены и положительные новшества, такие как репетиционные помещения, пара новых залов и технические новшества (например, электронные мониторы на креслах). Интерьеры театра, как и прежде, поражают богатством и искусностью: зрители могут сидеть на обитых бархатом креслах, любуясь полихромной и золотой лепниной, занавесом, созданным вручную, и лампами из меди и стекла. За год до наступления нового тысячелетия в Лисео впервые после реконструкции открылся театральный сезон. Тогда давали произведение Джакомо Пуччини “Турандот” - знаменитую оперу в трёх действиях. Сегодня посетителям театра предоставляется выбор языка для либретто - международные английский и испанский, а также каталанский, который является одним из трёх официальных языков автономного сообщества. Ещё одним приятным дополнением, которое существует в наше время, является музыкальная школа, открытая при театре. Кстати, сам Лисео отличается репертуарным разнообразием: здесь исполняются как классические оперы, так и более современные произведения. Особым успехом пользуются “Кармен”, “Аида”, “Риголетто”, “Фауст”, а также “Гауди”. Последняя, кстати, посвящена известному каталонскому зодчему. Теноров здесь принимают очень тепло, да и вообще местная публика отличается большой страстностью и преданностью любимым исполнителям. В театре проходят также концерты известных певцов, балетные постановки и сказочные представления для малышей на особой “детской” сцене.