Дворец Гуэля и Дружба двух гениев
Дворец Гуэля - первый плод легендарного творческого дуэта, состоявшего из первоклассного зодчего Антонио Гауди и обеспеченного графа и знаменитого мецената Эусебио Гуэля. Эти два сеньора фактически создали новый архитектурный облик каталонской столицы. Барселона стала для них чистой доской, на которой они сотворили чудесные архитектурные произведения. У щедрого Эусебио Гуэля были собственные взгляды на искусство, поэтому на проекты своего наёмного сотрудника, которого можно назвать компаньоном, он не скупился. Это даже вызывало недопонимание со стороны других подчинённых дона Эусебио, поскольку расходы на постройку спроектированного Гауди особняка превышали все допустимые, по их мнению, меры. Получалось так, что все старались во благо состояния господина, а тот “спускал” их на нужды архитектора! Но, справедливости ради, надо отметить грандиозность личности графа, который поймал поток промышленного взлёта Каталонии. Во второй половине XIX столетия, в том числе благодаря усилиям успешного промышленника Эусеби Гуэля, каталонская общественность могла наблюдать за активным развитием родных мест. Знатный предприниматель сумел не только сохранить, но и умножить богатства своего отца, сделавшего состояние на Кубе. Гуэль, как и Гауди, был сильно религиозной персоной, при этом образованной и достаточно скромной. Он посвятил жизнь не только скоплению капитала, но также поддержке нуждающихся и покровительству искусств. Известна, например, так называемая колония Гуэля, расположившаяся в пригороде Барселоны. Там по указанию мецената был создан целый жилой комплекс для сотрудников его текстильных предприятий. Интересно, что усадьбу графа разглядеть с узкой улочки Ноу-де-Ла-Рамбла никак не получится полностью. Правда, отсюда хорошо видны удивительные и несколько необычные башенки, которыми Гауди и в будущем украшал дымовые трубы.
Судьбоносная встреча щедрого графа с архитектором, тогда ещё не признанным, произошла в 1878 году. В том же году промышленник стал сенатором законодательного собрания, относящегося к провинции Каталонии (тремя годами ранее он уже числился членом городского совета каталонской столицы). Сам король Альфонс XIII издал указ о присвоении предпринимателю дворянского звания. Итак, два по-своему уникальных господина встретились в Париже, когда там проходила легендарная Всемирная выставка. Гуэль восхитился Гауди и вскоре их связала крепкая многолетняя дружба. Граф помог попасть архитектору в высшие общественные слои, практически “выбил” для него несколько заказов, хотя зодчий не пользовался ни большим уважением, ни, тем более, доверием. Вообще к нему относились весьма скептически, считая, что Гуэль почему-то “помешался” на своём новом приятеле. Но у предпринимателя был собственный взгляд на гений Антонио Гауди, который он в нём почти сразу разглядел. Дворец Гуэля перевёл на сторону зодчего новых восторженных поклонников, однако к тому времени к нему всё ещё относились с подозрением и даже некоторым высокомерием. В муниципальном архиве Барселоны хранятся по сей день несколько чертежей знаменитого зодчего, но, увы, эскизы дворца Гуэля, на которые у мастера ушло несколько месяцев, канули в лету вместе с удивительными папками, в которых находились собственноручные рисунки Гауди. Архитектор страстно увлекался своим ремеслом, поэтому даже после официального окончания строительства дворца для текстильного магната продолжал вносить изменения в архитектурный облик здания. Отделка продолжалась ещё примерно два года после указанных на фронтоне дат 1886-1888.
С эпизодом открытия связана любопытная история о неизвестном, который проходил мимо только что оконченного здания. Он широко раскрыл глаза, в изумлении разглядывая творение зодчего, а затем будто бы воскликнул: “Какая же необычная и странная вещь!”. Гуэль, который стоял неподалёку и услышал сказанное, ответил, что теперь дворец ему нравится ещё больше, чем прежде. Действительно, причудливый, необычный и удивительный дворец поражал воображение! Он совершенно не был похож на обычные для того времени барселонские постройки. Но ведь Гауди мог не оглядываться на смету благодаря покровительству богатейшего человека Каталонии! Не об этом ли мечтает каждый слуга искусства? Совершенная творческая свобода, которой наградил щедрый Эусебио Гуэль своего друга, - удивительный дар. Словно бы сама рука Судьбы устроила встречу этих двоих уникумов. На момент своего появления в городе дворец был ни с чем не сравнимой жемчужиной. Вокруг него мгновенно распространились слухи, байки, легенды, пересказы! Местные то и дело обсуждали фантастические случаи, якобы происходившие во время строительства здания. А персоны заказчика-мецената, зодчего и даже рабочих в устах сплетников превратились то ли в шарж, то ли в анекдот, то ли в невероятную мыльную оперу. Здешний публицист даже назвал дворец новой Вавилонской башней. Только представьте: с легендарной библейской башней, возведение которой оборвал сам Господь, заставив говорить всех на разных языках! То есть, по мнению бульварного писателя, зодчий и граф пытались возвести некое строение, чтобы “сделать себе имя”, подобно древним вавилонцам. Похоже, здание действительно потрясло жителей каталонской столицы! Что говорить, оно и сейчас способно произвести впечатление, особенно на не искушенных ценителей. Чего стоят одни только кованые ворота, именуемые Драконовыми: их ширина достигает пяти метров, а во время открытия Дракон, чья пасть широко разинута, приветливо поднимает лапу. Архитектура фасадов дворца довольно прямолинейна, однако за ней таится сложнейшая структурная компоновка внутренних помещений.
Убранство дворца, конечно, роскошное, как и полагается владениям человека статуса Эусебио Гуэля. О, эти поразительной красоты гостиные в неовизантийском стиле, параболические арки, богатые камины, колонны на втором ярусе, флюгеры-летучие мыши! Потолки в дворце резные, основной их материал - дуб и палисандр; украшены они накладными листьями из серебра и золота, инкрустированы черепашьим панцирем и слоновой костью. Стены выполнены из мрамора и украшены атмосферными подсвечниками. Но наибольшее впечатление производят керамические дымоходы, расположенные на крыше. Об этих разноцветных произведениях рассказывают следующую историю: будто бы Гауди, стремясь добиться задуманного им эффекта, нещадно разбивал предметы из весьма элитного лиможского сервиза, отличавшегося неприличной дороговизной. Это дало пищу для новых сплетен о безумном графе, позволяющем зодчему творить бесчинства! Однако именно дворец Гуэля выведет Антонио Гауди из тени: его имя теперь будут произносить не с таким большим сомнением. А само здание станет предметом многочисленных исследований, включая изучение творческого пути самого мастера. Например, в архитектуре дворца прослеживается мотив башен, который будет использован автором позднее при работе в церкви Саграда-Фамилия. Заострённой башенкой завершается купол небольшого размера, который перекрывает пространство центрального зала и является частью крыши постройки. Башня окружена восемнадцатью искусными скульптурами из камня. Творческое видение Антонио Гауди, причудливое и оригинальное, вкупе с дальновидностью и щедростью его друга Эусебио Гуэля, не обращающего внимания на снобов, навсегда изменило историю и облик Барселоны.