“Русская свеча” и Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь
Елеонский Вознесенский монастырь расположен на вершине Масличной (также Елеонской) горы. Это православный женский монастырь в Иерусалиме, находящийся в ведении Русской зарубежной церкви. История России на Святой Земле ведётся от крещения Руси. В начале прошлого тысячелетия по указанию князя Владимира в Иерусалим были посланы русские послы, и это стало точкой отсчёта паломничества в эти места. Правда, русское консульство появилось здесь, конечно, намного позднее. Произошло это в XIX веке, тогда же отворила двери Русская духовная миссия на священной территории Иерусалима. Главным ревнителем “русского Иерусалима” был второй архимандрит Антонин, мирское имя которого - Андрей Капустин. Рождённый в семье священнослужителей, он продолжил духовный путь родителей, получив хорошее образование. Антонин был не только магистром богословия, но также учёным-византистом, владеющим немецким и греческим языками. Интересно, что изначально его дорога в Иерусалим носила временный характер - он должен был на некоторое время занять должность главы Русской миссии, но в итоге остался здесь на всю жизнь.
Результаты почти тридцатилетнего возглавления миссии Капустиным по-настоящему впечатляющие. Прежде всего, при нём Россия приобрела много территорий, причём не только в Иерусалиме, но также в Яффо, Хевроне, Тверии, Хайфе. Разумеется, на землях этих, за некоторым исключением, возводились монастыри, а в 1870 году миссия Антонина приобрела довольно крупный участок на южной вершине легендарной Елеонской горы, недалеко от часовни Вознесения. На том этапе планировалось создание мужского монастыря. Архимандрит был человеком разносторонним, и живо интересовался археологической религиозной деятельностью и даже архитектурой. Именно он спланировал общие черты Вознесенского храма, которые взял за основу итальянский зодчий Джованни Бизелли. Собственно, в этом храме Антонин и сам обрёл своё последнее пристанище. Могила с останками Андрея Ивановича располагается в северной части крестообразного храма. В начале XX столетия паломники из России привезли в церковь две иконы Богоматери. Если обойти храм с южной стороны, у основания стены можно увидеть небольшую оградку, за которой покоится камень. Считается, что именно на нём стояла Богородица, когда её земной Сын возносился на Небо. Территориально это примерно в полуста метрах от места Вознесения, принадлежащего сегодня мусульманам.
Видная достопримечательность не только монастыря, но также всего Иерусалима, - 64-метровая колокольня, построенная итальянским зодчим Антонио Лангодорки. Великолепная колокольня, стоящая на возвышенности, хорошо просматривается снизу, и является высочайшим в городе церковным зданием. Благодаря вытянутой форме за ней закрепилось наименование “Русская свеча”. Иногда монахини дают ключ от колокольни, где среди прочих выделяется 5-тонный трёхметровый колокол с памятной надписью, отлитый в России благодаря средствам Александра Рязанцева, соликамского купца. В монастырь грандиозный колокол привезли во второй половине XIX века. Говорят, арабы наотрез отказались от того, чтобы тащить такую тяжесть из Яффо в Иерусалим, поэтому его переносили, в основном, русские труженицы. Между храмом и колокольней располагаются монашеские могилы, среди которых место упокоения игумении Тамары, дочери известного под псевдонимом К. Р. поэта, генерала и князя Константина Константиновича, внука Николая I. Есть на территории монастыря и часовня со старинной мозаикой, на которой изображены израильские растения, плоды, животные и птицы. Реликвию внушительного размера, датированную IV веком, обнаружил Андрей Капустин. На ней содержится надпись на армянском языке, свидетельствующая о том, что некогда здесь стояла армянская церковь. Сомневаться в подлинности не приходится - армяне были первым народом, который принял христианство. Более того, они обитали на Святой Земле ещё в начале IV столетия.