Пальма и верба, Пасха и Песах
Праздник, известный в русскоязычной среде как Вербное воскресенье, посвящён входу Иисуса в Иерусалим. Согласно свидетельствам евангелистов, Христос въезжает в город верхом на осле, где его с почестями встречает народ. В те времена была традиция встречать чтимых персон торжественно, устилая дорогу перед ними свежесрезанными пальмовыми ветвями. Так поступили и при встрече Иисуса, восхищаясь чудесным воскресением Лазаря. Поэтому, на самом деле, воскресенье Пальмовое, а не Вербное. Однако в местах с северным климатом пальмы не произрастают, так что верующие их заменили на вербы (иногда используются и другие ветви). Так и появилось Вербное воскресенье. Оно предшествует Воскресению Христову, или Пасхе. Сам Иисус был иудеем, и он со своими учениками ступил на Святую землю как паломник во время празднования Пе́саха, иудейской Пасхи. Песах восходит к важнейшему ветхозаветному эпизоду, в котором описывается то, как Бог миновал еврейские дома, когда уничтожал первенцев Египта. Еврейский народ получили долгожданное освобождение от египетского рабства, и стал праздновать это. Христианская Пасха переняла название, но смысл праздника был изменён. Во времена же Христа под Пасхой понимали именно Песах, и пришедшего Иисуса приветствовали пальмовыми ветвями, поскольку они были символом свободы. Однако связь между двумя библейскими праздниками всё-таки существует.
Итак, сначала был иудейский праздник Песах, отсылающий к древнейшей части Библии - Ветхому Завету. Ветхозаветные книги описывают события до рождения Иисуса и, соответственно, до возникновения христианства. Иудеи, в том числе сам Христос, наречённый Царём иудейским, чтили праздник Песах. Согласно традиции, каждый иудей должен был в честь этого праздника принести в жертву агнца - либо однолетнего козлёнка, либо ягнёнка, а затем употребить его в пищу в кругу семьи. Пасхального агнца именовали “пасхой”. После свидетельств евангелистов, учеников Иисуса, описавших Его жизнь и необыкновенное Воскресение, у праздника появился новый смысл. Так, в новозаветном сюжете о Тайной Вечери описывается пасхальная трапеза, во время которой Христос предсказал предательство одного из Его ближайших учеников. Согласно ряду богословов, когда Иисус был распят, Он поставил Себя на место агнца, то есть пасхальной жертвы. Таким образом, Песах был заменён для христиан на Пасху, почитающую не столько спасение иудейского народа, сколько Воскресение Божьего сына.