Крестный путь. Первая остановка. Суд Понтия Пилата
Ключевое событие первого стояния - приговаривание Иисуса к смерти.
Считается, что на этом месте находился дом префекта Иудеи. Существуют противоречивые мнения о Понтии Пилате, среди которых преобладает то, в котором префект предстаёт не просто продажным взяточником, но отличает его редкая жестокость, охарактеризованная Агриппой I, иудейским царём, как “бесконечная и невыносимая”. Казнили в то время безо всякого следствия и суда, стали обыденными массовое насилие, оскорбления, подкупы и разбойничество. Сам префект в Иерусалиме постоянно не проживал, предпочитая резиденцию в Кейсарии. Однако в тот день он пребывал в иерусалимском доме, который окружили возмущённые иудеи. Пилат спросил, что же он должен сделать Иисусу, какое наказание назначить, и те воскликнули, что его нужно распять. Тогда правитель спросил их о том, какое зло Христос сделал им. Толпа свирепо продолжала кричать: “Распни Его!”. И Понтий Пилат дал добро на распятие. Этот исторический вид казни был чрезвычайно распространён в Древнем Риме: например, когда восстание Спартака было подавлено, около 6 тысяч бунтарей были распяты на крестах. С этой точки зрения казнь Иисуса не была уникальной.
Интересно, что Пилат, предстающий, с одной стороны, в образе тирана и злодея, в библейской трактовке часто выглядит человеком слабовольным, идущим на поводу у толпы. Следуя иудейскому обычаю, который символизирует снятие с себя вины за пролитие крови, он взял воды и перед людьми умыл свои руки (именно здесь берёт начало распространённое выражение “умыть руки”). Примечательно, что, согласно Евангелию от Петра, никто из иудеев рук не умыл. То есть жестокий тиран в какой-то степени предстаёт в образе жертвы, вынужденной пойти на поводу у разъярённой толпы. Оценки личности Понтия Пилата существенно разнятся: так, Эфиопская церковь вовсе почитает Пилата, как причисленного к лику святых. Как бы то ни было, во время суда Иисус подвергался, согласно Евангелиям, истязаниям, поэтому суд Пилата вошёл в перечень Страстей Христовых.