Из истории Храма Гроба Господня
Иерусалимский храм Воскресения Христова в русскоязычной среде более известен под наименованием Храм Гроба Господня. Согласно традиции, зародившейся, вероятно, в IV столетии, именно здесь находилось библейское место распятия, погребения и чудесного воскресения одного из самых значимых религиозных героев - Иисуса Христа. Храм находится в христианском квартале, который является важной частью иерусалимского Старого города. Считается, что после жертвы Христа его последователи регулярно приходили на место его гибели и воскресения. А ведь в те времена оно располагалось за городскими стенами. Историки утверждают, что Иерусалим был превращён в руины ещё в 70 году I века, а уже в следующем столетии на его месте император Адриан начал возводить новый римский город - Элию Капитолину. Трудно сказать, было ли известно к тому времени точное местонахождение Святой Могилы, но в христианской традиции принято считать, что Адриан намеренно возвёл на месте пещеры языческий храм, названный в честь богини Венеры. Существует вероятность, что начало этой традиции положила в IV веке мать правителя Константина Елена - она отличалась страстными поисками христианских святынь. Однажды выяснилось, что ей будто бы во сне явилось место погребения Иисуса - им оказался адриановский храм Венеры. По инициативе Елены был заложен первый храмовый комплекс вместе церковью Воскресения, торжественно освещённой при личном присутствии императора Константина. В VII столетии Иерусалим оказался во власти персидских завоевателей, над которыми стоял царь Хосров II. Уже тогда храмовый комплекс получил сильные повреждения, которые были лишь частично восстановлены.
Вскоре город, не дающий, кажется, никому покоя не протяжении всей его истории, осадили войска халифа Умара. Мусульманам удалось уговорить патриарха Софрония сдать город им в обмен на заключение мирного договора. Тот согласился, и завоеватели не тронули основные иерусалимские святыни христианства. Однако время шло, и в начале II тысячелетия Аль-Хаким-би-Амруллах, новый халиф, поверил множественным слухам о том, что христиане якобы нарушают давний договор. Тогда правитель дал позволение на разрушение христианских храмов в Иерусалиме и массовую расправу над самими христианами. Те страшные события в итоге привели к безвозвратной утере базилики. Константин VIII, византийский император, сумел договориться о восстановлении храма, взамен предложив открыть мечеть на земле Константинополя. И хотя были проведены немалые работы, достичь того же великолепия и масштаба, какой был прежде, не удалось. В XII веке за дело взялись крестоносцы - они возвели прекрасный романский храм, объединив весь комплекс священных мест, относящихся к последним мгновениям жизни Христа и Его невероятному воскресению. Архитектурный ансамбль постоянно обновлялся и расширялся: силами крестоносцев, стараниями монахов-францисканцев в середине XVI столетия и т. д. Дальнейшие работы производились вплоть до начала XIX века, пока практически весь храм не погиб во время пожара. Теперь православные собирали средства на проведение ремонтных работ, и вновь он был восстановлен (над ним трудились архитекторы разных государств), но совсем уже не с тем размахом и великолепием, что прежде.
Тот вид, в котором храм находится сейчас, преимущественно относится ко второй половине позапрошлого века, когда над ротондой возник полусферический купол. Дальнейшая перестройка была запланирована в середине прошлого столетия, однако началась война, после которой храм решили просто качественно восстановить. Новая масштабная реконструкция началась и завершилась уже в нашем веке (2016-2017 гг). Ещё и пары лет после ремонтных работ не прошло, как впервые за историю Израиля (государство молодое, существует с 1948 года) городские главы, представляющие христианские конфессии, объявили о закрытии Храма Гроба Господня. Таким образом они выразили недовольство законопроектом, касающимся частичной передачи государству прав на церковные территории. Правда, спустя всего три дня храм вновь открылся для многочисленных паломников. Современный Храм Гроба Господня делят между собой шесть христианских конфессий, для каждой из которых существуют не только определённые приделы, но и расписанные часы молитв. Не сказать, однако, чтобы все жили в гармонии - конфликты происходят по сей день. Только хранители ключей от храма отличаются стабильностью - ими являются наследники мусульманской семьи Джауда Аль Гадийа. Но отпирают и запирают священную дверь наследники другого мусульманского семейства - Нусайба. Права, по традиции, в обеих семьях передаются строго от отца к сыну.