Мост Маргит
Мост Маргит представляет собой конструкцию, соединяющую две населённые части венгерской столицы - Буду и Пешт, которые разделены рекой Дунай. Этот мост является одним из наиболее старых общественных мостов города. Он был назван в честь королевской дочери по имени Маргит (в других вариациях того же имени - Маргарет, Маргарита), чей отец Бала IV занимался восстановлением Венгерского королевства после вторжения монголов. На родине его называют вторым основателем государства. Интересно, что мост Маргит при этом - второй мост через реку после цепного моста Сечени. Его соорудили во второй половине XIX века при участии бюро Эйфеля. Спроектирована конструкция была Эрнестом Гуэном, талантливым французским инженером. Перила, опорные арки, скульптуры и даже фонари попали в Будапешт уже будучи готовыми. Их создали во Франции, а вот облицовочный гранит прибыл из Австрии. Чтобы перейти через мост нужно было миновать один из таможенных пунктов, расположенных на обоих берегах. При этом таможенники взимали плату за вход на мостовую переправу. В начале XX века к основной опоре сооружения пристроили боковой мостик, который соединял его с островом Маргит. Этот небольшой остров меж двух берегов известен тем, что полностью покрыт парковой зоной с термальными источниками. Сюда люди приезжают, чтобы оздоровиться и отдохнуть от городской жизни. Для туристов предусмотрены комфортабельные гостиницы.
Мост Маргит до наших дней не дошёл в том изящном виде, каким его увидели впервые венгры. Конструкцию многократно изменяли, вносили дополнения и кардинально меняли. В конце XIX века появилось трамвайное сообщение, однако брусчатку заменили с деревянной на каменную лишь в следующем столетии. Трамвайные пути шли вдоль моста, рядом с тротуаром. Конечно, из-за того, что сооружение было рассчитано исключительно на конную тягу и пешеходное движение, мост подвергался значительной нагрузке. К середине XX века он уже претерпел большие изменения, поскольку ведущие инженеры трудились над его защитой от разрушения. В итоге были заменены опорные арки с плановым увеличением радиуса, а сам мост был расширен. Лучшим умам удалось создать технологии, которые и ныне применяются в проектировании металлических конструкций. Интересно, что движение по мосту на время работ полностью не прекращалось. В 1944 году немецкие фашисты начали атаку на мосты Будапешта. Мост Маргит был уничтожен первым. Жертвами гитлеровцев стали случайные прохожие. При первом взрыве пострадали те пролёты, что находились со стороны Пешта, а при повторном взрыве, устроенном нацистами при отступлении, рухнули и те пролёты, что относились к Буде. Так погиб изящный мост с французским шармом. Канули в лету декоративные решётки, канделябры с грифонами, таможенные пункты. Мост удалось восстановить, однако сооружение было довольно сильно изменено. Несмотря ни на что, сегодня мост Маргит с его необычной формой, вызванной нереализованным соединительным ответвлением, ведущим к одноимённому острову, остаётся удивительным творением архитектуры протяжённостью более 600 метров. За длительный период своего существования он обветшал, поэтому ремонтные и восстановительные работы периодически ведутся до сих пор.