пн. – пт.
10:00 – 21:00
сб. – вс.
11:00 – 20:00

Цепной мост или Мост Сечени

Мост Сечени, также именуемый Цепным мостом, представляет собой подвесную конструкцию, перекинутую через Дунай. Этот первый в своём роде постоянный мост, объединяющий две городские части - Буду и Пешт, в народе получил ироничное прозвище “Старая дама”. Официальное же название отдаёт честь графу Иштвану Сеченьи, известному венгерскому реформатору и национальному писателю. По легенде, он справлялся на лодке через знаменитую европейскую реку, когда что-то пошло не так. Он едва выкарабкался из грозных лап смерти, после чего серьёзно задумался о возведении моста. Правда это или нет, но именно по графской инициативе был построен Цепной мост. Для осуществления своей задумки Иштвану требовалось найти надёжного инженера, который имел бы за плечами богатый опыт мостостроения. Выбор пал на английского специалиста Уильяма Тирани Кларка, успевшего заработать на родине положительную репутацию. Кстати, Мост Сеченьи исследователи часто сравнивают с мостом в городе Марлоу, перекинутым через Темзу. Их сходство действительно заслуживает внимания, разве что будапештский мост превосходит своего великобританского “брата” в размерах. Сооружение, длина которого превышает 350 метров, соединяет две площади - будайскую площадь Адама Кларка и расположенную в Пеште площадь Рузвельта.

Закладывание моста, которое произошло в середине XIX века, стало торжественным событием, на котором присутствовало императорское семейство во главе с Йозефом Габсбургом, венгерским регентом. У. Т. Кларк, тот самый английский инженер-мостостроитель, которого пригласил Сеченьи, был человеком настолько занятым, что не имел возможности постоянно руководить ходом строительства, поэтому делегировал полномочия своему шотландскому коллеге - кстати, тоже Кларку. Адам Кларк посвятил Цепному мосту десять лет жизни, а когда в Венгрии стали происходить революционные события, он приложил все усилия для того, чтобы спасти своё детище от разрушения. Инженер полюбил Венгрию, где остался жить до конца своих дней. Вообще строительство Цепного моста было осложнено многими техническими и иными трудностями, такими как антигабсбургские освободительные войны, которые совпали с финальным этапом строительства.

Драматических моментов в истории возведения Цепного моста хватает сполна. Торжественному открытию предшествовало несколько серьёзных происшествий. Одно из них случилось в 1848 году, когда строители подвешивали звенья цепи, которая поддерживала пролёты, к мостовым опорам. Последнее звено должны были установить в июле. За ходом дела наблюдал сам Иштван Сеченьи, расположившийся на плавучих лесах. И вдруг подъёмный механизм дал сбой - одно из звеньев рухнуло прямо на плавучие леса! Граф вместе с остальными членами команды оказался в реке. Другие случаи носили более суровый характер: австрийские войска принялись обстреливать сооружение из пушек, а затем пытались взорвать его, для чего использовали мину, содержащую порядка 400 кг пороха. Адаму Кларку удалось предотвратить также другую попытку подрыва моста, в ходе которой планировалось уничтожить якорные камеры, где крепились цепи. А цепи держали сам мост, так что Кларк не мог допустить подобного происшествия. Во избежание катастрофических для конструкции последствий он залил камеры водой. Осенью 49-го состоялось, наконец, долгожданное открытие моста, полвека спустя названного именем Иштвана Сеченьи.

В период Второй мировой войны сооружение всё-таки было взорвано фашистами, но после окончания военных действий будапештцы собрали средства на восстановительные работы, в ходе которых Мост Сеченьи был обновлён и существенно расширен. Повторное открытие состоялось в столетний юбилей конструкции. В новом тысячелетии сооружение стало предметом пристального внимания средств массовой информации. Дело в том, что в начале XXI века представитель команды RedBull (австрийской компании, которая устраивает ежегодные соревнования по аэробатике) Петер Бешенеи, профессиональный венгерский лётчик, совершил пролёт под мостом в перевёрнутом самолёте.

С мостом также связано немало преданий, среди которых выделяется история о Яноше Маршалко, авторе скульптур львов, которые украшают сооружение. Говорят, он якобы забыл приделать львам языки, над чем потешались горожане. Когда слухи об этом неловком изъяне дошли до самого скульптора, тот будто бы кинулся в Дунай от стыда. Согласно легенде, за минуту до того Маршалко упрекнул некий мальчишка, на что тот в ответ пожелал юнцу иметь в будущем такую жену, у которой язык будет, как у его львов. Конечно, это всего лишь забавный анекдот, ведь языки у скульптур, на самом деле, есть. Каменные львы расположились на трёхметровом блоке, так что снизу языков просто не видно. С этими же скульптурами связано ещё одно весёлое предание. Считается, что если верный муж, никогда прежде не изменявший своей супруге, пройдёт меж львами, те непременно зарычат. Верить в надёжность такого способа проверки на верность не стоит - скорее всего, каменные скульптуры будут молчать до конца своего существования.

Туры в Венгрию