пн. – пт.
10:00 – 21:00
сб. – вс.
11:00 – 20:00

Убранство и интерьер Собора святого Вита. Витраж “Аллегория славянской нации”

Величественные фасады Собора святого Вита, Вацлава и Войтеха, который коротко называют Собором св. Вита, мгновенно приковывают к себе взгляды. А фигуры горгулий, которые служат водостоками, пугают и восхищают одновременно. Эти существа - мифические стражи, охранявшие, согласно средневековым легендам, храм от демонов. Главный вход в собор находится в одном из трёх порталов западного фасада, над которым работали на рубеже XIX и XX веков, во время конечного этапа строительства храма. Длина главного нефа составляет 124 метра, в высоту он достигает 34. В соборе имеется 21 капелла, а ведущим элементом архитектурного ансамбля служат две 82-метровые башни. Между ними располагается высокое окно, известное круглой розой (проект Камила Гильберта), диаметр которой почти десять с половиной метров. Само окно, включая декоративные части, сделано из песчаника. Верхняя часть южной башни, известной своими однострелочными часами, относится к стилю ренессанс, а купол с украшенным львом шпилем выполнен в стиле барроко. Несмотря на вызванное продолжительным строительством смешение архитектурных стилей, основная часть собора - готическая, благодаря чему сооружение считается образцом готической восточноевропейской архитектуры.

В XI веке Вратислав II, правитель рода Пршемысловичей, желающий дистанцироваться от брата Яромира (пражского епископа), перебирается в Вышеград, который начинает при нём стремительно развиваться: деревянное городище превращается в романскую крепость, налаживается чеканка чешских монет, возводятся ротонда Святого Мартина и базилика святых Петра и Павла. Правда, затем город приходит в упадок, и следующий период расцвета приходится уже на «золотой» для Чехии XIV век. Во главе государства встаёт Карл IV, королевский потомок Люксембургов (по отцу) и Пршемысловичей (по матери). В честь предков по материнской линии, некогда живших в Вышеграде, правитель велит возродить пришедшую в упадок резиденцию. Здесь появляется каменный водопровод, открывается школа, вместо старой базилики святых Петра и Павла возводится прекрасный собор в готическом стиле. В Вышеград переселяются служители церкви и Карл IV велит, чтобы именно отсюда начиналась коронационная процессия чешских королей.Главный алтарь собора спроектирован Йозефом Краннером, а завершён уже Йозефом Моцкером во второй половине XIX века. Главным украшением алтаря считается престол с изображениями пророков из Ветхого Завета: от Иоиля и Амоса до Иона и Аггея. Их создатель - скульптор Йозеф Шимек. Старинный табернакль (то есть сооружение, служащее местом хранения религиозных предметов поклонения) венчает крестоцвет (стилизованный цветок). Антепендиум (алтарный занавес) отличается красивой вышивкой с рисунками на тему освящения хлебов, жертвоприношений Каина, Авеля, а также Авраама.

Изумительные витражи Собора святого Вита устанавливались на протяжении ста лет - с 1866 года по 1966. Ведущей темой стала история Чешского государства и житие святых чешских мучеников. В первой половине XX века за декорирование новых окон, расположенных в северной части нефа, взялись скульптор Войтек Сушарда и прославленный художник-модернист Альфонс Муха. Последний - выходец из Моравии (исторического чешского региона), известный благодаря работам в стиле ар-нуво (художественное направление, именуемое также модерном). Знаменит он своими произведениями, проникнутыми единством славянского народа. Выполненный им в период с 1928 по 1931 годы в Соборе святого Вита витраж "Аллегория славянской нации" рассказывает о крещении славян, берущем начало от легендарных Кирилла и Мефодия. Заканчивается художественное повествование Людмилой и Вацлавом. Однако восхитительную работу Альфонса Мухи критикуют за размещённую на ней подпись с указанием на то, что витраж создан “на средства, дарованные “Банком Славие”. Появление названия спонсорской организации на витраже древнего Собора кажется совершенно неуместным.

Туры в Прагу