Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха
Национальное достояние Чехии, исторический культурный объект, великолепный художественный памятник и высокопочтенная святыня - всё это готический Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Этот католический храм находится в Пражском граде и является резиденцией самого архиепископа Пражского. Название собора связано с именами трёх святых: Св. Вита, в честь которого была названа ротонда - церковь, существовавшая на месте нынешнего собора, Св. Вацлава - князя, основавшего ротонду, а также Св. Войтеха, убитого чешского епископа. Собор строился и модернизировался на протяжении веков - с середины XIV по середину XX. Здесь погребены пражские архиепископы и чешские короли. Ведущими постройками собора являются восьмидесятидвухметровые башни, одним из важнейших украшений - высокое окно с розой, которую создал Камил Гильберт. Собор знаменит многочисленными скульптурами и бюстами, гробницами, витражами (например, витражом “Сотворение мира”, который спроектировал Франтишек Кисел).
Известна также дважды отреставрированная мозаика “Последний суд”, отсылающая к библейскому Судному дню. Она разделена на три части: в верхних боковых частях находятся образы Святого Иоанна Крестителя и Девы Марии, по центру изображён судья - Христос в окружении ангелов. Под ним можно увидеть шесть покровителей Чехии, а также Елизавету Померанскую, четвёртую супругу Карла IV. Слева от них, в первой части мозаики, находятся изображения мертвецов, покидающих свои гробы. Правее, в третьей части мозаики, синие бесы утаскивают в огненную яму грешников, побегу которых мешает Архангел Михаил, направляющий на них меч. За главным артарём расположены статуи крупнейшего скульптора Чехии Мысльбека и кардинала Шваценберга, а также гробница Святого Яна Непомуцкого, созданная на основе идей Йозефа Эммануэля Фишера. В центре нефа расположен мавзолей Максимилиана II из династии Габсбургов, императора и короля Фердинанда I и его супруги Анны Ягеллонской.
В X веке на месте собора стояла церковь в виде небольшой романской ротонды, построенной, по мнению исследователей, при князе Вацлаве, чешском святом покровителе. В следующем веке, во времена правления князя Спытигнева II, на её месте строят трёхнефную базилику Святого Вита, Св. Войтеха и Девы Марии. В середине XIV века начинается строительство собора под покровительством короля Карла Люксембургского, а также первого пражского архиепископа Арношта из Пардубиц. Будущее здание задумывалось как фамильный склеп и место проведения торжественных коронаций.
В Прагу приглашается уважаемый французский архитектор Матьё Аррасский, который предлагает построить храм в стиле готических соборов из южной Франции. При нём возводятся галереи и аркады, но затем он умирает. На его место приходит молодой талантливый архитектор Петер Парлерж, который ориентируется на созданный предшественником проект, но также добавляет собственные детали. Интересно, что конструкции Матьё Аррасского были точно вывеверенными и практичными, а скульптор Парлерж разбавил их своим художественным видением. Одновременно с работой над собором, гениальный архитектор работал над Карловым мостом. После смерти великого мастера за работу взялись его сыновья, а после - архитектор Петрилк.
Дальнейшему строительству помешали гуситские войны первой половины XV века, во время которых были повреждены многие части убранства собора. Во второй половине того же века строительство передаётся чешско-немецкому архитектору Бенедикту Рейту, однако закончить храм не получается из-за нехватки финансов. К середине XIX века было решено продолжить строительство. Архитектором стал Йозеф Краннер, который работал над собором до самой смерти. После него ответственность отошла Йосефу Моцкеру. Финальную точку в завершении собора поставил архитектор Камил Гильберт. Спустя почти шесть столетий здание было завершено. Сегодня Собор Святого Вита считается архитектурной жемчужиной Европы, и вместе со своими башнями, скульптурами, рельефами, является собственностью Чешского государства, а не церкви.