Капитульный храм Святых Петра и Павла
Базилика, которая является одним из символов Праги, сначала именовалась храмом святого Петра, затем Святых Петра и Павла, а позднее и вовсе Св. Петра, Павла и Климента. Однако прижилось только второе название, которое и дошло до наших дней. Две великолепные неоготические колокольни вышеградского костёла, на строительство которого ушло более тысячи лет, кажутся одновременно мрачными и величественными. Приказ о возведении базилики был отдан во второй половине XI века. Тогда Вратислав II, имеющий непримиримый конфликт с братом-епископом Яромиром, перенёс резиденцию в Вышеград, где и отдал указ о строительстве большого храма, выдержанного в романском стиле. Согласно хроникам, он самостоятельно принёс корзины с камнями с целью использовать их в закладывании фундамента. При храме князь основал капитул, который подчинялся не местному епископу, а самому Папе Римскому. Местные верят, что Вратислав II был погребён в новом костёле, однако исследователи пока не сумели обнаружить его останки.
После того, как базилика сгорела в XIII веке из-за борьбы Вацлава I с собственным сыном, наступил период затяжного восстановления. Активно перестраивался храм стараниями капитульского декана Држислава и матери Карла IV Элишки Пршемысловны. Кстати, именно в этой базилике было выставлено тело Карла IV, а вовсе не в костёле Святого Якуба и не в Святовитском храме, куда его поочерёдно переносили.
В конце XIX века начинается последняя масштабная реконструкция храма, благодаря которой возникают, среди прочего, знаменитые башни “Адам” и “Ева”, выполненные в неоготическом стиле. Также в первый год XX века над главным входом в храм появляется рельеф работы Залешака, изображающий “Страшный суд”.
Современный интерьер Капитульного храма Святых Петра и Павла во многом обязан супругам Урбановым, которые в начале XX века занимались его внутренним убранством. Базилика отличается множественными орнаментами на стенах, фресками венского мастера Карла Йобста с изображениями сцен с участием святых Петра и Павла, а также фигурными росписями, соответствующими стилю модерн.