Архиепископский дворец
Трёхэтажный Архиепископский дворец, построенный в барочном стиле, расположился на Градчанской площади, по левую сторону от входа. Он славится удивительной коллекцией стекла, мебели и фарфора, а также серийными французскими гобеленами. Последних всего девять, изображают они сюжеты о Новой Индии. Само сооружение служит резиденцией пражского архиепископа, то есть принадлежит Пражскому епископату, поэтому посетить его в туристических целях получится лишь единожды за год, а именно в Чистый четверг, который предшествует великому христианскому празднику Пасхи (Воскресению Христову). Тогда же стоит посетить и часовню с фресками начала XVII века. Обязательно нужно учесть, что экскурсию необходимо бронировать заранее.
Возведение Архиепископского дворца началось в XVI веке при Фердинанде I и под руководством королевского советника и фаворита Флориана Гриспека фон Грисбаха, влиятельного чешского чиновника. Он же стал первым владельцем дворца. Закладывали будущий дворцовый комплекс на месте восьми снесённых мещанских домов. Новый особняк относился к раннеренессанскому стилю. Окончательно строительство завершилось в середине XVI века. Комплекс мог перейти в наследство сыну Грисбаха, однако тот испытывал большие финансовые трудности. Тогда император выкупил имение и передал архиепископу пражскому Антонину Брусу, обитель которого сожгли гуситы. С тех пор дворец не переставал быть архиепископской резиденцией.
Дворцовый комплекс со временем неоднократно расширялся и реконструировался. Архитектурный стиль был дополнен барочными элементами, затем - рококо. Авторами проектов в разное время выступали Вольмут и Аосталли, Ян Йозеф Вирх, Игнац Франтишек Платцер. Они создали тот облик, который практически в неизменном виде дошёл до наших дней. Сегодня комплекс содержит четыре крыла, каждое из которых имеет внутренний двор. Архитектура, по большей части, относится к позднебарочному стилю. Главный фасад, выходящий на Градчанскую площадь, имеет парадный, торжественный облик. В Тронном зале, который многие считают сердцем дворца, хранятся прекрасные французские гобелены. На первом этаже располагается Портретный, или Обеденный зал, в котором представлены портреты архиепископов Праги. В здании также можно увидеть оригинальные фресковые своды, барочные люстры, облицованные изразцами (разновидностью кафеля) камины.
У алтаря в архиепископской капелле, согласно преданию, некогда висела картина такой красоты, какую создать обыкновенному художнику было бы не под силу. Началась её история с того, что архиепископ нанял итальянца для художественного изображения страдающего на кресте Христа. Мастер старался, как мог, однако выражение лица Иисуса получалось недостаточно правдоподобным. Оно должно было передавать всю ту боль, которую сын Божий испытывал, будучи распятым. Отчаявшись, творец привёл к себе нищего, которого встретил на Карловом мосту. Тот должен был позировать художнику прямо на кресте. Однако выражение его лица также не удовлетворило стремящегося к идеалу мастера. Натурщик был бос, голоден, привязан к кресту, но его участь не шла ни в какое сравнение с предсмертными муками! Обезумевший художник, чей перфекционизм перешёл в маниакальное состояние, схватил кинжал и вонзил его в сердце бедняка. Теперь лицо страдальца стало по-настоящему мученическим, и мастер сумел дописать свою картину. Это произведение было настолько реалистичным, что поражало до глубины души всякого смотрящего на неё. Вскоре бедняк умер от нанесённого ему удара, а сошедший с ума художник бросился со скалы, не сумев принять последствий собственной одержимости.