Базилика и монастырь Святого Франциска Ассизского
Базилика и монастырь Святого Франциска Ассизского (Basilica San Francisco de Asis) были основаны во второй половине XVI столетия в кубинской столице. Изначально здесь располагалась обитель Францисканской общины, а в XVIII веке базилика и монастырь были переделаны согласно барочному стилю. Торговые и пиратские суда ориентировались на колокольню, которая достигала в высоту сорока с лишним метров. Вершину колокольни раньше украшала скульптура святого Франциска Ассизского, однако в середине XIX столетия статуя была разрушена мощной стихией. В самом соборе проходили службы даже во время оккупации города англичанами. Правда, тогда молебны проводились в соответствии с английскими канонами. Когда к власти вернулся испанский протекторат, храм верховным решением перестал служить по прямому назначению. В настоящее время в соборе проводятся концерты, которые обязательно стоит посетить любителям хорового пения и камерной музыки. Изумительная акустика превращает звуки в божественное таинство. А на соборной площади проходят теперь разнообразные выставки, представления и фестивали. Обитель монастыря, согласно данным исследователей, просуществовала чуть более ста лет - с 1739 по 1841 годы. Сегодня окрестности бывшего монастыря занимает Музей сакрального искусства, посвящённый погребальным церемониям XVIII столетия. Такие церемонии были достаточно распространёнными в среде кубинских аристократов.
Ещё одной достопримечательностью, расположенной недалеко от базилики, является памятник (Junipero Serra Monument), изображающий Хуниперо Серра с индейским мальчишкой. Католический монах и просветитель приобщал индейцев к сельскому труду, обучая их секретам обработки земель, выращиванию урожая и скотоводческой деятельности. Также на тротуаре у базилики располагается скульптура из бронзы, изображающая похороненного в базилике “Господина из Парижа” (“El caballero de Paris”). Издали статуя кажется ещё более живой: в сумерках можно увидеть, как этот вечный странник с бородой, неординарный представитель XX века, торопливо куда-то бредёт. Сам этот джентльмен - личность реально существовавшая. В 50-е годы на улочках Старого Города можно было встретить этого сумасбродного человека по имени Хосе Мария Лопес Лледин (Jose Maria Lopez Lledin). Невысокого элегантного бродягу в народе прозвали “Господином из Парижа”; он приобрёл известность благодаря своим широким познаниям в различных областях. Его сумка всегда была полна книг, а сам он был не прочь провести интеллектуальную беседу с любым желающим. Отчего такой образованный джентльмен и приятный собеседник стал бродяжничать, точно неизвестно. Говорили, будто он стал жертвой тюремного заключения по ошибочному приговору. В любом случае, этот человек стал одним из олицетворений кубинской столицы, памятник которому увековечил его образ.